ВВЕДЕНИЕ:

— Поэты, артисты, художники, по-моему, вот настоящие архитекторы изменений, а не ученые и политики-законодатели, которые утверждают изменение уже после того, как оно произойдет...

Уильям Берроуз

В конце семидесятых годов многие печатные издания поспешили возвестить о завершении эпохи контркультуры и переходе к «эпохе здравого смысла». Приведу одно, наиболее типичное высказывание: «Некогда дикие племена собирались, чтобы упиваться ритмами рока. Легенда сообщает, что Вудсток был самым значительным из этих сборищ: царившее там исступление знаменовало конец целой эпохи...Всe это уже так далеко!» Эта категоричность и завершeнность была свойственна не только прессе, но и многим западным исследователям молодежных субкультур - от философов и социологов, до антропологов. Именно тогда была окончательно оформлена стандартная подборка знаковых символов «контркультурных проявлений» в общем контексте Западной культуры, характерных для поколений, взятых в определeнных промежутках времени («Поколение пятидесятых» или «Разбитое поколение»; «Поколение шестидесятых» или «Поколение Цветов» и т.д.), что дало зелeный свет масс-научным спекуляциям на эту тему.

Cпустя всего десятилетие западные средства массовой информации начинают поговаривать о возрождении «духа шестидесятых», о реанимации старых «субкультур» (таких, например, как моды) и, наконец, сообщают о появлении «Поколения Икс» (Generation X), что в свою очередь приводит в научных кругах к частичной переоценке устоявшихся догм. Как следствие - появление «культового» романа девяностых - «Поколения Икс» канадского писателя Дугласа Копленда - не менее значимой в смысле «теоретического» обоснования изменений в молодeжной среде, чем «Белый Негр» Нормана Мейлера в пятидесятые или «Создавая Контркультуру» Теодора Розака в шестидесятые. Но это еще одно новое «поколение» со своими субкультурами, естественно, выросло не на пустом месте. Здесь уместно говорить либо о цикличности, когда духовный стержень нового - копия старого с изменениями лишь внешнего порядка. Либо речь идeт о ситуации, когда вследствие непрерывного культурного развития качество переходит в ярко выраженное количество, заметно изменяя как и общекультурный ландшафт, так и живой облик современных городов. Причeм настолько, что это изменение становится предметом эксплуатации всей системы информационного обмена, определяющего общественное мнение и, соответственно, «общепринятые моральные ценности».

В своей работе я предполагаю дать общий обзор тех молодeжных субкультур США и Великобритании («молодeжность», по-моему, понятие достаточно растяжимое, если учитывать, что «альтернативное отношение» не предполагает возрастных границ), представлявших собой не только попытку найти альтернативу существования в современном обществе, определяемого наукой, техникой, организацией и планированием, но и которые можно рассматривать как «племена нового типа» выросшие на «каменной почве корпоративного государства» (поэтому в работе не будут рассматриваться политизированные молодежные группировки, типа «Новых Левых», йиппи, провос, «Белых» и «Черных Пантер» и т.п.). Я имею ввиду особые миры со своими символами престижа и внешними отличительными признаками - одеждой, стилями музыки и танца, языком, манерой поведения, организацией или отсутствием таковой; и, конечно, со своим внутренним содержанием - мифологией, и даже религией. Поскольку каждую из этих субкультур, из-за обилия материала, можно рассматривать в отдельности, главная цель работы - представить их именно в динамике непрерывного культурного развития западного мира, от зутиз, байкеров и хипстеров конца сороковых годов, до «Поколения Икс» в девяностые. Помимо этого, я собираюсь обратить внимание именно на те черты в различных молодежных субкультурах, которые прошли испытание временем, и с незначительными изменениями органично вписались в современную культуру.

Данная тема затрагивает огромный пласт вопросов напрямую связанных с современной этнологией: это и кросс-культурной диалог - влияние на мир «белых молодeжных субкультур» тех культур, которых в западном мире было принято считать примитивными (особенно «Чeрной» культуры); это и взаимоотношения между субкультурами в свете определенных противостояний между различными социальными группами в обществе - внутренние (моды и рокеры в Великобритании; хипстеры и «квадраты»(squares) в США), и внешние, межнациональные отношения внутри корпоративного государства («скинхэды» и «паки» в Англии); это и возможность проследить динамику или механизм этнокультурных процессов в современном мире.