Сравнительное изучение различных методов оценки межличностных отношений у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями
Институт клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова ВКНЦ АМН СССР, Москва
Психологический журнал. -1988. -№ 4. -С.83-88.
Джагинов Е.А., Гладков А.Г., Айвазян Т.А., Зайцев В.П.В последнее время в исследованиях, касающихся факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и вопросов реабилитации и вторичной профилактики, все большее внимание уделяется проблеме взаимоотношений пациентов и окружающих людей. Это понятно, поскольку результаты, полученные в ходе выполнения целого ряда научных программ [1, 4, 6, 8, 9, 12, 15], показывают, что существует прямая зависимость между нарушениями межличностных контактов и темпами восстановления социальной и трудовой активности больных, показателями их соматического состояния и даже смертностью после перенесенного инфаркта миокарда.
Однако, несмотря на большой объем полученных данных, нерешенным остается вопрос о характере взаимосвязи особенностей межличностных отношений с развитием и течением ССЗ, эффективностью лечения и реабилитации. Важнейшей причиной этого считают трудность точной и достоверной оценки социально-психологических переменных [10, 12]. Ввиду того, что при обследовании пациентов с ССЗ речь, как правило, не идет о грубых нарушениях межличностных отношений, требования чувствительности используемых психодиагностических методик оказываются особенно высокими. Весьма существенным является и требование экономичности: выполнить тестовое задание большого объема сложно из-за астенизации больного.
Выбор метода, в полной мере отвечающего указанным требованиям, представляет собой чрезвычайно трудную задачу. Тем более, что анализ наиболее часто используемых методов изучения межличностных отношений [10] показал, что большинство из них явно недостаточно удовлетворяют даже требованию достоверности получаемых данных. А это исключает из рассмотрения вопрос о чувствительности методов.
Среди известных нам методик наиболее полно удовлетворяет приведенным требованиям тест Лири (Leary) [11, 14]. Этот тест, разработанный в целях выявления межличностных конфликтов у лиц с психическими нарушениями, подвергающихся групповой психотерапии, применялся в ряде исследований, где был оценен положительно. Так, успешным признается использование теста Лири в сексологической практике [3] при анализе взаимоотношений между супругами, обратившимися за консультацией.
Вместе с тем тест Лири создавался безотносительно к задачам лечения и реабилитации больных ССЗ. Поэтому данный тест может и не соответствовать всем специфическим требованиям исследования, хотя такое соответствие не исключено. Именно с тестом Лири было целесообразно сопоставить Тест межличностных отношений (ТМО), предложенный нами специально для пациентов с ССЗ [2, 5].
Теоретический анализ показывает, что между методиками Лири и ТМО существует заметное сходство. Так, оба рассматриваемых теста предназначены не для изучения нарушений межличностных отношений вообще (как, например, тест Розенцвейга (Rosenzweig)), а для оценки состояния этих отношений в конкретных микросоциальных сферах - в семье, на работе, внутриличностной сфере. При этом выводы о состоянии отношений пациентов с окружающими делаются на основании изучения определенных показателей межличностного восприятия.
В обоих тестах использован принцип шкальной оценки: испытуемый указывает в баллах на степень соответствия того или иного лица определенным характеристикам, перечисляемым в списке. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является численное выражение различий между представлениями испытуемого об этом лице и некоем желаемом партнере по общению. Оценка носит многофакторный характер.
Вместе с тем между ТМО и тестом Лири имеются и принципиальные различия. Прежде всего это касается подходов к анализу факторной структуры межличностного восприятия. Подход Лири основан на представлении о восьми факторах, описывающих содержание межличностного восприятия: I (доминирование), II (доминирование + агрессия), III (агрессия), IV (агрессия + подчинение), V(подчинение), VI (подчинение + любовь), VII (любовь), VIII (любовь + доминирование). При необходимости число факторов может быть сведено к двум: любовь - агрессия и доминирование - подчинение.
ТМО в отличие от теста Лири позволяет давать оценку по трем факторам, выделенным Осгудом (Osgood) [5]: "активность", "привлекательность", и "сила". Значение показателей по этим факторам может быть положительным и отрицательным.
Различаются и схемы использования двух методик - если в тесте Лири каждое описываемое лицо соотносится с желаемым образом этого лица, то в ТМО образ желаемого партнера по общению един для всех описываемых пациентом лиц и максимально абстрагирован.
Можно отметить, что набор факторов (и соответственно использованных для описания определений), включенных в тест Лири, в значительно большей степени, чем набор факторов, выделенных Осгудом, связан с понятием социальной приемлемости. Это способствует тому, что при выполнении тестового задания по методике Лири оценивание непосредственно связывается пациентом с выражением одобрения или неодобрения по поводу особенностей, свойственных описываемому им лицу. В ТМО же оценка носит подчеркнуто нейтральный характер.
В том же плане различаются и схемы предъявления двух тестов. Если при выполнении задания по тесту Лири перед испытуемым прямо ставится задача поиска различий между образами конкретных лиц и представлениями о том, какими этих лиц пациент предпочел бы видеть, то в ТМО подобная направленность методики максимально маскируется.
При разработке теста Лири минимально возможное число определений равно 64. В бланках ТМО достаточно использовать 18 пар полярных определений. Кроме того, по общей схеме применения ТМО необходимо почти вдвое меньшее количество бланков, чем в тесте Лири.
С одной стороны, предполагалось, что конструкция ТМО будет способствовать существенному повышению валидности и дискриминативных возможностей теста. С другой стороны, имелись опасения, что принципы, использованные для маскировки целей исследования и сокращения его объема, могут привести к своего рода "выхолащиванию" теста или же к искажению получаемых результатов. Очевидно, однако, что вопрос об адекватности ТМО и теста Лири для изучения межличностных отношений у кардиологических больных различных категорий мог быть решен только экспериментально. Именно этим и была обусловлена необходимость дальнейшего исследования.
Целью исследования являлось изучение возможностей использования теста Лири и ТМО для оценки межличностных отношений у больных АГ.
Известно, что указанное расстройство является полиэтиологическим заболеванием, в развитии которого существенную роль играют психосоциальные факторы. В ряде работ [1, 2, 4, 9, 12, 13] показано, что развитию гипертонической болезни часто предшествуют конфликтные ситуации на работе, в семье, а разрешение конфликтов нередко приводит к снижению или нормализации повышенного уровня артериального давления. Поэтому можно ожидать, что при работе с данным контингентом больных исследовательские возможности соответствующих методик могут быть оценены особенно полно.
Обследовано 70 больных АГ (средний возраст 42,7 года), из них 34 больных IIА и 36 больных IIБ стадий заболевания. Изучались коэффициенты корреляции между показателями по ТМО и тесту Лири и дискриминативные возможности этих методик. Определялась также чувствительность этих методик в отношении различий в характере межличностных отношений у больных в зависимости от стадии заболевания.
Оказалось, что между показателями по изучаемым методикам имеются слабые положительные корреляции, достигающие порядка 0,30 (табл.1). Следует отметить, что в ходе валидизации ТМО показатели по этой методике значительно лучше коррелировали с показателями внешнего критерия валидности - клинической оценкой (коэффициенты корреляции достигали 0,60 [5]), чем с методикой Лири.
Таблица 1
Коэффициенты корреляции между показателями по аналогичным подшкалам ТМО и теста Лири
Подшкала | Коэффициент корреляции |
Внутриличностный конфликт Конфликт с женой Конфликт с начальником | 0,28 0,29 0,31 |
Примечание p<0,05
Для изучения дискриминативных возможностей методик Лири и ТМО были построены вариационные ряды показателей. Число класс-интервалов в данных рядах определялось по критерию Стерджеса (Stergess) [7] c учетом того, что минимальные и максимальные значения по тестам зависят от микросоциальной сферы, в которой производится измерение.
Наполнение всех класс-интервалов ТМО отвечало необходимым требованиям, колеблясь в пределах от 5 до 27%. Явно выраженной диспропорции распределения не отмечено. Полигоны группировки показателей по ТМО отвечали форме, близкой к нормальному распределению (рис.1).
Что касается методики Лири, то здесь распределение носило иной характер за счет попадания практически всех больных с низкими показателями конфликта в один-два класс-интервала. Достаточно указать, что в каждой подшкале имелся класс-интервал, куда включалось более 40% всех пациентов. Имелись также класс интервалы, наполнение которых составляло менее 5% (рис.2).
При изучении усредненных показателей по методикам Лири и ТМО у больных с различными вариантами течения АГ оказалось, что ряд показателей по ТМО в группе IIБ стадии значимо выше, чем в группе IIА стадии. По тесту Лири достоверных различий между показателями у двух групп пациентов не обнаружено (табл. 2).
Рис. 1. Распределение больных (%) по класс-интервалам при: а) внутриличностном конфликте; б) конфликте с женой; в) конфликте с начальником
Рис. 2. Распределение больных (%) по класс-интервалам при: а) внутриличностном конфликте; б) конфликте с женой; в) конфликте с начальником
Таблица 2
Средние значения по методикам ТМО и Лири у больных с различными стадиями артериальной гипертонии
Подшкала | Стадия | Методика |
Лири | ТМО |
Внутриличностный конфликт Конфликт с женой Конфликт с начальником | IIА IIБ IIА IIБ IIА IIБ | 6,6 6,3 2,3 2,1 4,5 4,4 | 12,5 17,5 17,5 20,0 14,5 26,5 |
Изучение корреляций между показателями по тесту Лири и ТМО приводят к выводу либо о недостаточной валидности теста Лири у больных АГ, либо о том, что его направленность отличается от направленности ТМО.
При изучении полигонов распределения обращает на себя внимание тот факт, что, по данным теста Лири, переполненными оказываются класс-интервалы, в которые попадают больные с клинически диагностируемым отсутствием грубых нарушений межличностных отношений. В ТМО же подобного не наблюдается. Можно сделать вывод о том, что дискриминативные возможности теста Лири являются ограниченными при исследовании лиц, взаимоотношения которых с окружающими явно неадекватны. ТМО в отличие от теста Лири оказывается особенно эффективным именно при изучении относительно адекватных межличностных отношений.
Оценивая усредненные показатели по тестам Лири и ТМО, следует вспомнить, что по представленным в литературе данным [1, 9, 12] у больных АГ с нарастанием тяжести заболевания отмечаются изменения уровня социально-психологической адаптации. Поэтому можно было ожидать и выявления определенных различий в характере отношений с окружающими у пациентов с разными стадиями этой болезни. Данные, полученные при помощи ТМО, подтверждают этот прогноз. Сделать же какие-либо выводы на основании результатов, полученных при использовании теста Лири, не представлятеся возможным.
Таким образом, можно заключить, что при изучении особенностей межличностных отношений, представляющих интерес в связи с лечением и реабилитацией людей с ССЗ и варьирующих в соответствующих границах, ТМО оказывается более эффективной методикой , чем тест Лири. Дополнительным (и весьма важным) преимуществом ТМО является его большая по сравнению с тестом Лири экономичность, что облегчает выполнение тестового задания и ускоряет обработку данных.
В задачи исследования не входило решение вопроса о преимуществах той или иной методики при обследовании больных других категорий. Однако полученные данные позволяют предполагать, что там, где требуется достоверная оценка состояния межличностных отношений у лиц, принадлежащих к психической норме и относительно адекватно взаимодействующих со своим социальным окружением, использование ТМО окажется предпочтительным.
Литература.
- Айвазян Т.А. Психосоматические соотношения при артериальной гипертензии // Функциональные психогенные нарушения в клинике внутренних болезней. М.,1980. С.27-39.
- Айвазян Т.А., Джагинов Е.А., Юренев А.П. Социально-психологические особенности больных гипертонической болезнью // Кардиология. 1985. №6. С 61-63.
- Васильченко Г.С., Решетняк Ю.А. Опыт исследования межличностных отношений у сексологических больных // Проблемы современной сексопатологии. М., 1972. С.161-174.
- Губачев Ю.М., Ставровский Е.М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. Л.,1981.
- Джагинов Е.А., Воробьев Г.В., Шеремета В.М. Методика изучения межличностных отношений у больных, перенесших инфаркт миокарда // Психол. журн. 1982. Т.3. №3 . С.93-99.
- Зайцев В.П. Значение психологических факторов в кардиологии // Функциональные психогенные нарушения в клинике внутренних болезней. М., 1980. С.57-66.
- Лакин. Г.Ф.Биометрия. М.1973.
- Шхвацабая И.К., Аронова Д.М., Зайцев В.П. Реабилитация больных ишемической болезнью сердца. М., 1978.
- Diamond E.E. The role of anger hostility in essential hypertension and CHD // Psyhol. Bull. 1982. V.92. №2. P. 410-433.
- Forman B.D., Hagan B.G. Measures for evaluating total family functioning // Fam. ter. 1984. V.2. № 1. P. 1-36.
- Leary T. Interpersonal diagnosis of personality. N. Y., 1957.
- Surwit R.S., Williams R. B., Shapiro D. Behavioral approaches to cardiovascular disease. Acad. press. 1982.
- Taylor C.B., Forman S.P. Essential hypertension // Psychosomatics. 1983. V. 24. №5. P. 433-448.
- Truckenmiller J.L., Schaie K.W.Leary's interpersonal diagnosis system: Multylevel structural validation // J. of cons. and clin. psychol. 1979. V. 47. №6. P. 1030-1045.
- Zaitsev V.P., Gracheva H.I. Dinamics of family interrelations during different periods after myocardial infarction. Card. Pol., 1983, V. 26. P. 423-427.
источник: http://www.nmc-radix.com/to_be_read/TMO_Leary.html